- Пароход "Челюскин"
Пароход "Челюскин"
Пароход ледокольного класса "Челюскин" - грузопассажирское судно, построенное на верфях компании "Бурмейстер и Вайн" (Burmeister og Wain) в Дании по заказу русских внешнеторговых организаций. Корабль был создан с учетом специальных требований регистра Ллойда - "усиленный для навигации во льдах" (+100 A1 strengthened for navigation in ice).
Обшивка корпуса парохода была дополнительно укреплена, имелось специальное помещение, которое помогло бы сократить расход топлива в случае вынужденной зимовки.
Изначально судно предназначалось для плавания между устьем Лены и Владивостоком, и называлось "Лена". Было спущено на воду 11 марта 1933 года. После испытательного плавания 5 июня 1933 года пароход прибыл в Ленинград (ныне Санкт-Петербург).
В 1932 году за одну летнюю навигацию из Архангельска до Берингова пролива успешно прошел ледокол "Александр Сибиряков". В 1933 году было решено повторить поход по аналогичному маршруту грузовым судном. Выбор пал на вновь прибывший пароход "Лена".
19 июня 1933 года корабль был переименован в честь российского мореплавателя, участника Великой северной экспедиции (1733-1743) Семена Челюскина, который открыл самую северную точку континентальной Евразии (в настоящее время - мыс Челюскин).
Пароход "Челюскин" должен был пройти из Мурманска во Владивосток по Северному морскому пути за одну навигацию. В ходе экспедиции необходимо было сменить зимовщиков острова Врангеля и расширить станцию, укрепить и продолжить опыт плавания "Сибирякова", изучив ряд еще недостаточно известных участков моря, а также проверить, в каких пределах возможно плавание на Севере грузовых пароходов и каким образом организовать совместную работу этих судов и ледоколов на всем пути.
Возглавил экспедицию легендарный исследователь Арктики Отто Шмидт. Капитаном корабля стал полярник Владимир Воронин.
16 июля 1933 года "Челюскин" отплыл из Ленинграда в Мурманск, по дороге, зайдя на доки в Копенгагене для устранения выявленных в ходе первого плавания дефектов.
В Мурманске на борт парохода был загружен небольшой самолет-амфибия Ш-2 для разведки с воздуха.
В начале августа 1933 года судно вышло из Мурманска во Владивосток. На борту "Челюскина" находилось 111 человек.
Челюскин в тяжелых льдах
Море Лаптевых судно пересекло благополучно и проливом Санникова вышло в Восточно-Сибирское море.
Однако переход в открытом море быстро показал недостатки особой формы "Челюскина" - его качало, как настоящий ледокол, сильно и стремительно. При первых же встречах со льдом в Карском море судно получило повреждение в носу. В корпусе образовалась течь.
Войдя в Чукотское море, пароход встретился со сплошными льдами. Особенно сложная ситуация сложилась в районе мыса Ванкарем. Летчик Михаил Бабушкин и капитан Воронин провели ледовую авиаразведку, которая показала, что за ледовой перемычкой находится чистая вода, по которой полным ходом можно было идти к Берингову проливу.
Однако, несмотря на все усилия экипажа, пробить или взорвать лед не удалось, и к концу сентября пароход оказался заблокирован льдом.
Самолетом на остров Врангеля был отправлен уменьшенный состав для смены зимовщиков на полярной станции.
5 октября лед возле судна неожиданно пришел в движение, и "Челюскин" оказался на чистой воде, после чего экспедиция возобновилась. 9 октября был пройден мыс Икигур.
Но в этот момент направление дрейфа льдов опять изменилось, и пароход отнесло в обратную сторону. Несколько раз он двигался по кругу, пока, наконец, 4 ноября не вошел в Берингов пролив, однако собственного хода у судна уже не было.
5 ноября ледяное поле вместе с вмерзшим в него "Челюскиным" начало дрейфовать на норд-норд-ост. Дрейф быстро увеличивался.
Экипаж по радиосвязи переговаривался с командованием ледореза "Федор Литке", который пытался пробиться к "Челюскину". Однако "Литке" до этого провел несколько пароходов и получил серьезные повреждения обшивки, с которыми не мог форсировать даже молодой лед.
3 декабря 1933 года, выбрав наиболее безопасное место, "Челюскин" полностью остановился, экипаж начал готовиться к зимовке. Однако пароход все плотнее сковывали льды.
Архивные кадры к 80-летию операции по спасению челюскинцев
13 февраля под давлением ледовой массы левый борт судна разорвало от носового трюма до машинного отделения. Одновременно лопнули трубы паропровода, что лишило возможности пустить водоотливные средства. Пароход начал быстро погружаться под воду носовой частью. В 15.50 на 68°18' северной широты и 112°50'9" западной долготы "Челюскин" полностью ушел на дно.
Во время катастрофы погиб только один участник экспедиции - завхоз Борис Могилевич. Он был придавлен бревном и увлечен в воду.
Благодаря слаженным действиям команды, всем остальным полярникам удалось успешно эвакуироваться с тонущего судна, а также забрать необходимое оснащение и продовольствие. В конечном итоге, на льдах оказалось 104 человека.
На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь. Челюскинцы проявили чудеса выдержки и стойкости. Расчищали площадки для самолетов и даже выпускали стенгазету. Отто Шмидт читал лекции по философии.
Советское правительство приняло все возможные меры для спасения людей. В Москве для оказания им помощи была создана правительственная комиссия во главе с Валерианом Куйбышевым. Она мобилизовала различные виды транспорта: собачьи упряжки, аэросани, дирижабли и ледокол "Красин". Однако главную роль в спасении полярников сыграла полярная авиация.
5 марта 1934 года первую посадку в лагере экспедиции совершил экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. Борт вывез 10 женщин и двоих детей.
Во время второго рейса у самолета Ляпидевского отказал двигатель, и летчик присоединился к челюскинцам.
Массовая эвакуация началась через 13 дней и продолжалась две недели. Летчики в сложнейших погодных условиях совершили 24 рейса.
13 апреля 1934 года на материк (мыс Ванкарем) была вывезена последняя партия челюскинцев.
20 апреля 1934 года вышло Постановление Центрального исполнительного комитета СССР, согласно которому все летчики, участвовавшие в спасательной операции - Анатолий Ляпидевский, Маврикий Слепнев, Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов и Иван Доронин - были удостоены звания Героев Советского Союза.
Полярники первыми в стране получили эту высокую награду. Другие участники спасательной операции также были отмечены почетными орденами и медалями.
В 1935 году прозвучало предложение поднять затонувший "Челюскин", однако эта идея не была одобрена Отто Шмидтом и в виду экономической нецелесообразности от операции отказались.
В советское время к месту гибели парохода неоднократно предпринимались экспедиции. Первая была организована в 1974 году, затем последовало еще четыре неудачных попытки в 1975, 1979, 1980 и 1989 годах.
Попытка обнаружить "Челюскин", предпринятая в августе 2004 года теплоходом "Академик Лаврентьев", также не принесла успеха.
В сентябре 2006 года в ходе подводной арктической экспедиции "Челюскин-70", остов судна был обнаружен.
В феврале 2007 года эксперты официально подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решетка, поднятые со дна Чукотского моря экспедицией, действительно являются фрагментами легендарного парохода "Челюскин".
Корпус "Челюскина" лежит на глубине 49,8 метра в слое ила толщиной около 3 метров, возвышаясь от дна на 13 метров.
Пароход Челюскин в Архангельске
Челюскин в тяжелых льдах
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.